Запах резины
-Знаете, как я на работу принимаю? Приходит человек на собеседование, я ему в руки даю какой-нибудь ремень или патрубок и спрашиваю, как аромат. Частенько, даже не нюхая, отвечают: «Да это же резина, странный вопрос». Таких мы не берем. Резина не может пахнуть плохо!
Ашвани Тиаги, основатель бренда DARWIN PLUS (ShreeGee Impex Pvt. Ltd. India), в начале двухтысячных годов набирал не просто сотрудников, а будущих соратников. История крупнейшего в современной Индии производителя-экспортера резинотехнических изделий начиналась со старого завода в городе Джаландхар на севере страны. А единственное зарубежное представительство компании, находящееся в Москве, ютилось в маленьком офисе, все свободное пространство которого занимали коробки с первыми партиями ремней для старых «Икарусов».
Сейчас конвейеры «Группы ГАЗ», ООО «КЗ «Ростсельмаш», АО «Петербургский тракторный завод» и еще нескольких ключевых российских машиностроительных предприятий могут просто встать, если фирма Ашвани (несмотря на его статус, все обращаются к 47-летнему бизнесмену по имени) не выполнит своих обязательств. И фабрик у семьи Тиаги, а в Индии почти весь бизнес семейный, уже три. И производят на них ремни всех видов и расцветок. А еще резиновые и силиконовые патрубки.
Десяти аграриям Саратовской области и Рес- публики Крым посчастливилось стать гостями Ашвани Тиаги. Увидеть своими глазами предприятия группы ShreeGee Impex, познакомиться с настоящей, а не туристической Индией. С проблемами, очень близкими российскому аграрию. И все это благодаря саратовской Промышленно-торговой компании «Полесье». Оказывается, на белорусские комбайны давно уже ставятся индийские ремни. А Сергей Александрович Тараканов, руководитель ПТК, уже три года дружит с Ашвани. Тут и взаимовыгодное партнерство дистрибьютора и производителя, и приязнь двух родственных душ. Неугомонных, бесшабашных выдумщиков. Достаточно вспомнить авантюру под названием «Крымский чай»… Но о ней чуть позже.
Перед тем как рассказать о «невероятных приключениях саратовских и крымских аграриев в Индии», выполним просьбу ртищевского фермера Николая Владимировича Прокофьева, покоренного гостеприимством индийских промышленников. Какую? Поместим фотографию Ашвани Тиаги на первую полосу нашей газеты, не забыв при этом опубликовать интервью с ним. Да, это еще не список Forbes, но все очень даже может быть.
«Уважить хозяина», поразившего своим гостеприимством, единогласно требовала вся делегация. Но и безо всяких увещеваний я готов был благодарить судьбу и организаторов поездки за знакомство с основателем знаменитого бренда DARWIN PLUS (кто не знает, его компания составила серьезную конкуренцию «европейцам» и «японцам» на рынке РТИ). И, конечно же, сфотографировать этого потрясающего человека на фоне священного индийского дерева ньягродха, выросшего во дворе новой фабрики в городе Мератх. Его, как говорят сами индусы, невозможно посадить: растение само решает, где прорасти, благословляя тем самым выбранное место.
– Производством РТИ семья Тиаги начала заниматься в 1999 году?
– Строго говоря, нет. За год до миллениума я работал в другой компании, занимавшейся производством ремней. Сейчас они наши главные конкуренты. Именно тогда я понял, что хочу и буду развивать производство резины и изделий из нее. Что это мое. Пришел со своим решением на семейный совет.
И этим, можно сказать, сломал традицию. Последние три десятилетия наша династия занималась строительством заводов – цементных, сахарных, металлургических – и возводила небольшие гидроэлектростанции. Для моего отца стало неожиданностью, что его сын, которого прочили в инженеры, хочет заниматься какой-то резиной. В общем, тогда все посмеялись над моей затеей.
Но я решил все-таки попробовать себя в новой для семьи отрасли: вдруг мне действительно просто показалось, и это не моя судьба. В 2000 году начал торговать продукцией той самой фирмы, где ранее работал. Дело было уже в России. В Москве я осел после учебы в МАДИ (Московском автомобильно-дорожном институте. – Ред.).
Начинал как какой-нибудь продавец косметики из интернет-конторы – распространял ремни по друзьям. Тогда же меня, выражаясь русским языком, первый раз «кинули». Менять поставщиков пришлось молниеносно, не краснеть же перед друзьями. Нашел один завод в Индии, другой… Первая заказанная мной партия была всего на 1,5–2 тыс. долларов. И к получаемой продукции, если честно, душа не лежала. Начал искать достойное качество.
Наткнулся на маленький, ничем не примечательный заводик. После знакомства с хозяевами понял, что люди они честные. А когда первую партию ремней получил, запах мне показался чуть ли не родным! В общем, оно! После чего поехал в Индию и сказал отцу, что абсолютно уверен в своем выборе. Получил благословение и двух консультантов: старших братьев Правина и Раджеша (осторожный глава семейства все-таки не оставил самого младшего отпрыска без опеки).
В это же время произошло объединение семей и предприятий Тиаги и Гупта. Фактически это означало для Тиаги расширение фамильного бизнеса до масштабов более крупной компании. Одним из таких новоприобретенных активов стал небольшой завод резинотехнических изделий в Джаландхаре. Судьба – решил Ашвани и зарегистрировал компанию ShreeGee с брендами ALASKA (Аласка) и DARWIN PLUS (Дарвин Плюс).
– Тогда солидным было лишь название! – с улыбкой вспоминает собеседник. – Компания… По объемам это было, скорее, ИП, нежели ООО (если на российский лад). Какие акции? Какое IPO? Было лишь острое желание работать. Оно не утихло даже после того, как я разобрался в текущем ассортименте завода. Оказалось, семья Гупта всегда была очень консервативной. С 1965 года на заводе делали покрышки и несколько устаревших видов ремней. И все! А ремень, как я вынес из своей недолгой, но насыщенной карьеры менеджера по продажам, продукт специфический…
Тут мне помог Анай, наш директор по продажам. Не боясь сглазить, скажу, что очень хороший директор по продажам. И в то же время честный, добродушный человек. Как-то раз мы с ним ночью сидели, обсуждали завод… И решили сотворить что-нибудь эдакое. Натворили в итоге. Замахнулись на российский рынок. В Москве начали торговать ремнями на подержанные «Икарусы». Тогда эти автобусы были по всей стране. Как сейчас помню, профиль 12,5 мм. Но когда я заказал первую партию уже на семейном производстве, меня напрямую спросили: «Продажи гарантируешь?» Окрыленный новыми перспективами, я успокаивал родственников: «Вы только сделайте, сбыт я беру на себя!» Скрепя сердце обе семьи дали мне зеленый свет.
Шел 2001 год. Не буду много говорить о том, с какими трудностями тогда сталкивался бизнес в России, но нам удалось «зайти» в муниципальный транспорт. В «Мосгортранс». С этого все и началось.
Нельзя сказать, что в начале пути наш ассортимент отличался разнообразием. Никаких зубчатых, поликлиновых или многоручьевых ремней. Только лишь шесть наименований обычных одинарных и пять видов узких из так называемой немецкой классификации. Не было даже узких американских (автомобильных) ремней. Поэтому мы с Анаем вдвоем решили во что бы то ни стало развивать производство. Ну как вдвоем? Так получилось, что функции генератора идей постепенно перешли ко мне. Скорее всего, из-за моей непоседливости. Мне все быстро надоедает. Я не умею наедаться! Если чего-то достигаю, становится скучно. Это уже сделано, надо дальше идти.
Поэтому уже в 2003 году мы сделали первые поликлиновые (шестигранного сечения) и зубчатые ремни. В 2004 пошли вариаторные. Честно скажу, в самом начале это были плохие ремни. Но все эксперименты я проводил на себе. Любой продукт, даже мусорный, я привозил в свой офис. Мы с Анаем часами спорили, как же улучшить качество продукции.
Кстати, первые чувства – созидания и глубокого разочарования – принесли шестигранные поликлиновые ремни. Один мой близкий друг попросил сделать хороший ремень для его косилок, которые за сезон отрабатывают до 500 часов. Он был недоволен тем, что предлагал рынок, – ремни рвались по 5–6 раз, поэтому лично попросил меня сделать хорошую «обвязку». Специально для него я с нуля разработал шестигранный ремень. И очень удачный! Однако всю «красоту» испортила мелочь: один из армирующих шнуров был закручен не в ту сторону. Целая партия ремней буквально соскакивала со шкивов. Как же мне было стыдно! Но ничего, все исправили. И даже увольнять никого не пришлось.
А на то, что ремень был удачным, даже подтверждающая бумага есть. В конце 2005 года партию шестигранников закупила петербургская компания «Агромаг» (занимается продажей и обслуживанием техники DEUTZ-FAHR, Германия, и KVERNELAND Group, Норвегия). На их стенде мой ремень выдержал 440 часов непрерывной работы! Протокол испытаний до сих пор храню.
После этого в 2006 году в паспорте компании «Агромаг» появился пункт о том, что ремни на технике должны стоять только DARWIN PLUS. Или снимается гарантия.
Затем мы начали делать вариаторные ремни. Да, изначально не лучшего качества. Но у меня была уникальная возможность всю новую продукцию пропускать через свой московский офис. У ShreeGee Impex зарубежное представительство есть только в России. В других странах работа ведется исключительно через дистрибьюторов. Я торговал своими же ремнями, мог их как угодно испытывать и сколько угодно раз отправлять на доработку. Не позорясь при этом перед сторонними компаниями. И, если честно, на такую работу уходило огромное количество времени. Поэтому о нефтедобывающей или аграрной отраслях мы тогда даже не думали.
Наоборот, в 2007 году решили глубже зайти в автомобилестроение. Не только с ремнями, но и с оснасткой системы охлаждения. Для этого поставили в Джаландхаре первую линию черных (резиновых) патрубков для радиаторов. Обкатали продукцию в Индии и начали поставлять в Россию. В результате и с патрубками у нас получилось неплохо. В 2008 году поставили еще одну линию, но на этот раз для работы с силиконом. Небольшую – в месяц замешивали всего 700 кг сырья.
Потом произошел экономический кризис. Пришлось силиконовую программу практически заморозить. Слишком маленькой еще была компания, чтобы развивать производство в форс-мажорной ситуации.
Мне эта история сильно пришлась не по душе. Это не бизнес, если первый же кризис так сильно ударил по состоянию фирмы. Позвонил старшему брату Правину (он к тому времени уже перенял управление большей части семейного бизнеса) и Анаю. Мол, приезжайте, будем решать, что делать дальше.
Итогом встречи стал пересмотр стратегии ведения дел. Мы серьезно расширили складские помещения, увеличили их количество. Тем самым уменьшили логистические издержки. Провели перезагрузку взаимоотношений с дистрибьюторами, усилив контроль над продажами нашей продукции.
Дальше пошло развитие. Даже и не замечали, как росли. Все шло очень гладко. Начали работать с нефтяниками. А там, я вам скажу, на бурильных установках не самые простые восьмиручьевые ремни. Наладили общение с Ростсельмашем. К 2013 году появилась идея поставить завод рукавов высокого давления. Даже выкупили под него землю и частично оплатили оборудование.
А тут, вы ни за что не догадаетесь, случился кризис! На этот раз связанный с Украиной и Крымом. Потери были огромными. Рубль подешевел в два раза. Наш склад, тогда уже 800 кв. м, полностью был забит товаром, дорожавшим для нас с каждым днем. Да, и расчеты с заводом велись в долларах. За пару месяцев наш долг перед производством вырос в два раза. Московский офис потерял 70–80% всех своих рабочих денег...
Полную версию материала читайте в №48 газеты "Крестьянский двор"
19.12.2019Иван ГОЛОВАНОВ 1516
Комментарии ()
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.