Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Вечный зов

Существует в ивантеевских краях совсем ещё молодая, но набирающая силу традиция: в первую субботу августа на берегу Большого Иргиза собираются бывшие жители ещё недавно существовавшего села Гусиха. Как большая семья, волею случая оказавшаяся вдали от дома и друг друга, встречаются современные жители Саратовской, Пензенской, Тамбовской областей, Ижевска, Оренбурга, Ульяновска, Республики Мордовии, других уголков страны и ближнего зарубежья. Привозят на свою родную землю детей и внуков. Ещё помнят люди свои дома, полные семейного благополучия; помнят 4-летние и 7-летние школы, в которой получали знания; помнят шумную деревянную пристань, к которой причаливали пароходы – всего этого практически не осталось. Лишь огромные пустыри, лишь пологий заросший берег реки, давно позабывший гудки и огни пароходов, лишь одиночество степных трав. 

Вот уже в четвёртый раз подряд встречаются гусихинцы у чудом уцелевшего памятника красноармейцам, который к тому же является местом захоронения курсантов, погибших в 1918 году. Вот что рассказывает о монументе Зинаида Ивановна Решетникова: «Во время гражданской войны в Гусихе, в доме моего деда – Кузьмы Трофимовича Кулькова – останавливался со своим отрядом Василий Иванович Чапаев. Погибшие здесь 28 человек – его люди. Вначале они были захоронены на окраине села, а памятник был установлен в честь воинов Великой Отечественной войны. Потом властью было решено торжественно перезахоронить их сюда же, и обелиск стал олицетворять память обо всех бойцах Красной армии, отдавших жизнь за Родину».

Недалеко от памятника стоит дубовый Поклонный Крест, обозначивший место, на котором когда-то была церковь. В советское время она использовалась как амбар. В 60-е годы властью было решено её снести. Вот как вспоминает об этом Геннадий Михайлович Зубарев: «Я учился тогда в четвёртом классе. Во-о-ой стоял! Бабки собрались, окружили церковь. А что, тогда народу-то много было. Все молитвы поют, плачут, здесь что было – ужас. Тракторами дёргали большой купол – никак. Пригнали дизель. А на этом дизеле дядя Ваня работал. Так его мама – тётя Анисья хворостину взяла и погнала его этой хворостиной. Ну а он что, молодой тогда был, испугался, убежал. Потом всё-таки сдёрнул купол какой-то строитель, «ломатель», неместный... Грохот, пыль... Деньги ещё тогда нашли екатериновского времени, нам раздавали».

Анатолий Егорович Наумов, одноклассник и друг Геннадия Михайловича, помнит, что из-под купола, когда его перевернули, вылетел голубь. Сам Анатолий Егорович уехал из Гусихи после окончания школы вначале в город Пугачёв, окончил местный гидромелиоративный техникум, потом молодым специалистом по направлению попал в Ульяновскую область, где обзавёлся семьёй. Сейчас Анатолий Егорович живёт в городе Ижевске, в Гусиху приехал вместе с дочерью – Альбиной Анатольевной Наумовой. Иван Алексеевич Снетков, один из самых пожилых «паломников» (1930 года рождения), привёз с собой из Тамбова, где сейчас живёт, «святую воду», благословленную тамошним священником, и с молитвами окропил ею Поклонный Крест.

Почему умирают сёла? Что движет людьми, покидающими малую родину? Что вынуждает их уходить с обжитого веками места? Местный фермер Владимир Абрамович Горшенин, родившийся шестьдесят лет назад в обычной деревенской бане, рассказывая о себе, невольно отвечает на эти и другие вопросы: «Мой отец после войны был комиссован по состоянию здоровья, вернулся на родину, в Гусиху (на тот момент - колхоз имени Карла Маркса), где его поставили председателем колхоза. Первые пять лет он в ней председательствовал, потом его перевели, три последующих года отец работал в других населенных пунктах. Затем коммунисты опять затребовали его, и Гусиха под руководством моего отца стала передовым хозяйством не только в районе, но и в области. А в пятьдесят седьмом году близлежащие сёла – Гусиху, Журавлиху и Ивановку – объединяют в один колхоз «Заветы Ильича». В принципе, именно тогда и началось их забвение. В семьдесят девятом году я окончил институт и, по воле случая был распределён на должность бригадира именно в Гусиху. В том же семьдесят девятом, в июне, возвращаюсь домой с работы, вижу, у сельсовета стоит белая «Волга». Сам первый секретарь райисполкома партии приехал. «Всё, – говорит, – Горшенин, хватит быть иждивенцами у Ивановки, будет Журавлиха и Гусиха отдельным колхозом». Подготовили документы, отправили в область. Облисполком утвердил, следом ушли документы в Москву. В конце года приходит ответ: «Отказать». Объединить – объединили, а разделить колхозное, то есть кооперативное имущество не смогли. Отсюда и произошедшие в дальнейшем события». Зинаида Алексеевна Кирюшина и Наталья Алексеевна Кудряшова перечисляют причины гибели села: отсутствие дорог, транспорта и средней школы. На момент распада Гусихи сельское образование было представлено лишь начальной школой с первого по четвёртый класс, далее приходилось отправлять детей в Ивановку, что находилась за двенадцать километров от отчего дома. «Мы вот учились и жили в интернате – это же крах был, неделями жили, ревмя ревели, без родителей-то. И голодно было, когда это только в столовой поешь, – вспоминает Наталья Алексеевна, – вот так постепенно люди и стали уезжать, вначале поближе, кто в Ивантеевку, кто в Пугачёв, а дальше уж и вовсе судьба всех разбросала». Иван Алексеевич Снетков и вовсе в причинах распада видит вину самих жителей. «Это мы виноваты, что село перестало существовать, разъехались, перестали бороться за лучшие условия! – горячо говорит он. – Изменники мы и предатели!»

После «официальной» части с обязательным возложением цветов к памятнику землякам и коллективным фото на память, после неспешной прогулки к пологому берегу Иргиза, где когда-то стояла пристань и работала переправа, соединяющая село с Пугачёвским районом, после привычных разговоров про знаменитую пушку, якобы утопленную в этих водах чапаевцами, и призывом поднять её – наконец, наступало время смирения. Отчетливо понимая, что прошлого не вернуть, люди шли на коллективную трапезу. Каждый нёс, что мог: мясо, овощи и фрукты, выпечку, напитки, в том числе и алкогольные. Но вот что интересно: спиртное пили понемногу, чисто символически, хмелея от веселья, стремясь сохранить в памяти лесистый берег Иргиза, деревянные мостки, с которых так приятно окунаться в прохладную воду, дорогие лица земляков и родственников.

Гостеприимный хозяин Владимир Абрамович Горшенин и его супруга пригласили своих односельчан отведать горячий да наваристый суп-шулюм из свежего мяса. К душистому травяному чаю прилагались свежие плюшки, испечённые из муки свежего помола. Пшеница местная, гусихинская, выращенная на тех самых полях, что когда-то обрабатывали их родители. Пшеница щедрая, недаром КФХ Горшенина рапортовало об урожаях в 40 центнеров с гектара. В следующем году хозяйству исполнится десять лет, а это значит, что Владимиру Абрамовичу удалось-таки обмануть время. Исполнил он мечту отца, создал свой отдельный «колхоз», только теперь «председателем» в нём трудится сын Денис. Успешный, самодостаточный, эрудированный предприниматель, зимами он живёт в Саратове, а с началом весны и до поздней осени крутится между Гусихой и Журавлихой. Опахал территорию базы, построил на ней добротный офис и столовую, установил запоминающийся указатель. Чем запоминающийся? Да знаком рубля, который размещен над иностранной валютой, ибо «не было и не будет такого, чтобы наши в плен сдавались».

Владимир Абрамович воистину удивительный и уникальный человек. Каждое рабочее утро в деревне начинается с гимна. В День Победы он вывешивает красные советские флаги, которые когда-то обнаружил на свалке и не смог пройти мимо: «Я родился под этим красным флагом. Цвет этого полотнища никогда из русских человеческих душ не вытравится». «Все профессии хороши, - говорит он, - Но на земле работать – святое дело. Чем человек ближе к земле, тем он крепче будет на ней стоять».

В начале шумного застолья библиотекарем села Ивановка Татьяной Шишкиной было сказано несколько слов про историю села Гусиха. Вблизи Гусихи есть озеро Ильмень. Предположительно, оно названо в честь одноимённого озера первыми переселенцами из Великого Новгорода. Скорее всего, село было создано в 1762 году по указу Екатерины Второй о заселении приволжских земель. Сюда ехали и украинцы, и прибалты, и немцы. По большей части людей привлекали богатые земли, полные рыбой реки, огромное количество птиц. Основным занятием местного населения были охота, рыбалка, земледелие, пчеловодство. Кстати о рыбалке: из пойманной тут же, в водах Иргиза, рыбы была сварена на костре наивкуснейшая уха.

Красивую легенду поведала Ольга Михайловна Инюткина (из семьи нескольких поколений местных учителей) об этимологии названия реки: «Жила на свете прекрасная девушка по имени Иргиз. Полюбил её искренне и самозабвенно местный юноша. Но, к сожалению, не оказалась эта любовь взаимной. Побежала Иргиз в страхе от своего поклонника, напрасно он пытался догнать и успокоить её. На одном из мостков над быстрой безымянной рекой споткнулась красавица и упала в воду, сомкнулись волны над ней, и в необычайной тишине скорбным стоном пронёсся голос юноши: «Иргиииз...» С тех пор и зовут люди эту реку – Иргиз, в память о прекрасной девушке и любящем её юноше».

А сестра Ольги Михайловны – Лорина Прокофьевна Рязаева зачитала стихотворение собственного сочинения: «Ой, Гусиха моя, ты Гусиха родная! Над тобой чередой проплывают века! И во все времена там течёт неустанно наш любимый Иргиз-река!» Бабушка Ольги Михайловны и Лорины Прокофьевны – Анна Степановна Сурмина – была директором школы, тогда ещё восьмилетней, их мама – Валентина Ивановна – директором четырёхлетки. Из села Гусиха вся семья переехала в 1969 году в село Тургеневка, так как туда был переведён агрономом глава семейства – Михаил Алексеевич Инюткин.

Сыновья Ивана Алексеевича Снеткова – Виктор, Вячеслав и Николай – привезли с собой из Тамбова музыкальную аппаратуру и баян. Трогательные душевные русские народные песни были исполнены работниками Ивановского дома культуры. Следом Наталья Петровна Исаева вспомнила один из хитов середины прошлого столетия – песню Эдиты Пьехи « Манжерок». Между прочим, эта песня тоже про дальнее село – Манжерок, которое находится в Республике Алтай на берегу реки Катуни. Оказывается, Наталья Петровна пела эту песню со сцены местного клуба лет сорок тому назад. Совсем молодой девчонкой оставила Наталья Петровна Гусиху. Окончив среднюю школу в Ивановке, уехала вместе с подругой, Тамарой Кирюшиной, в Саратов. Выучилась на парикмахера и попала по распределению в Ивантеевку, где до сих пор и живёт. С 2004 года Наталья Петровна преподаёт в местном лицее «парикмахерское дело». Девочки, которых она выпустила, профессионально работают не только в Саратовской области, но и за её пределами. На встречу с односельчанами Наталья Петровна приехала с мужем Павлом Михайловичем Сидоровым и братом Александром Петровичем Исаевым. Александра Петровича гусихинцы зовут «полевым ювелиром» за то, что на поле (он работал трактористом) по аккуратности ему не было равных.

Тем временем на берегу Большого Иргиза баян Виктора Ивановича Снеткова продолжал завораживать и воодушевлять, заставлял грустить и смеяться. Виктор Иванович – художественный руководитель тамбовского народного ансамбля песни и пляски «Русская мозаика». Его коллектив ведёт очень большую работу по пропаганде русского народного творчества, участвует во всевозможных международных и российских конкурсах. Интересоваться музыкой Виктор Иванович начал ещё в школе вместе со своим другом Владимиром Абрамовичем Горшениным. Только Горшенин подался в сельское хозяйство, а Снетков – в культуру. Закончил Саратовское культпросветучилище и Московский государственный университет культуры. Любимые мотивы бывшие односельчане («однополчане», как назвал своих гостей В.А.Горшенин) напевали хором. Чуть позже за гармонь взялся сам Владимир Абрамович. Вместе со своими сёстрами Любовью и Валентиной, а также племянницей Ольгой он исполнил несколько песен. Им тоже подпевали «всем селом». Ну и, конечно же, какое народное гулянье может обойтись без танцев?! Ноги, словно сами по себе, пустились в пляс.

В 2004 году Владимир Абрамович Горшенин совершил первую попытку собрать земляков– организовывал встречу односельчан соседнего села Журавлихи. Тогда тоже съехалось очень много народа, но ещё раз встретиться почему-то не получилось. Гусихинцы, напротив, заранее списавшись в социальной сети (есть у них своя собственная группа, посвящённая малой родине), встретились в первый раз в 2011 году и ни разу условленную дату не пропустили, создав традицию.

«Гусиха была селом особенным, потому что здесь жили дружные, глубоко духовные люди, – говорит Владимир Абрамович, – село всегда ощущало себя одной большой семьёй, этим и объясняется тяга людей к родной земле». В этот раз приехало около ста человек: Наумовы, Кирюшины, Суровы, Булановы, Фоменковы, Исаевы, Фирюлькины и другие.

Есть в больших городах традиция завершать празднование Дня Города фейверком, так и День Села в Гусихе продолжился большим салютом, а закончился встречей первых лучей утреннего солнца.

Третьего августа Владимир Абрамович Горшенин пригласил односельчан к заветному колодцу с водой, случайно обнаруженной им в прошлом году прямо в поле. Родник облагорожен фермером ровно настолько, чтобы сохранить природную целостность. Испив минеральной водицы, гусихинцы снова разъехались-разлетелись по всей России, пообещав друг другу через год непременно встретиться.

Существует несколько версий, объясняющих название села. Одна из них тесно связано с селом Горелый Гай. Раньше там горел лес, и вся живность, спасаясь от пожара, искала новую среду обитания, отсюда и названия сёл: Журавлиха, Гусиха. По другой версии считается, что Гусиха получила своё название оттого, что здесь в местах весеннего паводка задерживались перелётные гуси. Владимира Абрамовича Горшенина всегда удивляло это название: раньше в этих краях он гусей не замечал. Но буквально лет семь назад гуси стали появляться снова, предваряя встречу односельчан. Быть может, и люди когда-нибудь вернутся, и селу суждено возродиться?

14.08.2014Ольга КОСМАКОВА  80

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2