Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Шёлковый путь, покрытый мраком

Александру Владимировичу Носыреву, фермеру из Турковского района, предстоит разрезать два своих поля примерной площадью триста гектаров каждое для предоставления ОАО «Тамбовский земельный фонд» участков земли под строительство новой международной трассы «Шанхай – Гамбург». Сам Александр Владимирович таким перспективам, мягко говоря, не рад. Более того, аграрий возмущён поведением сотрудников фонда и предложенной низкой ценой за необходимые им километры.

«Первая сложность заключается в том, – раскладывает по полочкам Александр Владимирович, – что мы не знаем, когда начнётся строительство дороги. Объявлять о подобных работах необходимо заранее. Хотя бы за два года». Если говорить конкретнее, одно из облюбованных тамбовчанами полей Носырев готовит под озимые. А это значит, что как минимум до начала августа следующего года фермер планирует получить со спорной земли урожай зерновых.

«Во-вторых, – продолжает Носырев, – у сотрудников компании нет определенности ни в документации, ни в ценах. Приезжают неизвестные люди, какие-то пятые посредники без документов и без соображений о том, что землю необходимо вначале выделить, продемонстрировать нам, как именно будет проходить дорога. А уж потом договариваться об определённых участках. С расценками к каждому сельхозтоваропроизводителю подходят в индивидуальном порядке. Нет, чтобы в районе всех собрать, так мол и так…

И почему, собственно говоря,  мы должны отдавать землю по четырнадцать тысяч рублей за гектар? Тогда как кадастровая стоимость подобного участка больше чуть ли не в три раза! Насколько мне известно, фонд приобретает землю за счёт государства. Тогда пусть и покупает по государственной цене! А документы? Кто будет мне делать на землю новое свидетельство после разбивки? Это тоже, между прочим, немаленькие деньги!»

У начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Турковского района Алексея Владимировича Никитина несколько иной взгляд на происходящие события: «Не стоит забывать, что сами сельхозтоваропроизводители выкупали принадлежащую им землю по тридцать-сорок тысяч рублей за пай. Это по три-четыре тысячи за гектар. Проектировщики собирали собственников, совместно решали вопрос о примерном прохождении трассы, старались проводить дорогу по границам полей, согласовывали съезды для сельскохозяйственной техники. Оговаривалось примерные сроки начала работ – в этом году было разрешено сеять».   

Александр Владимирович Носырев это подтверждает. Да, землемеры из Тамбова всё же собирали турковских фермеров на совещание, где показывали на карте примерное расположение «шёлкового пути» («Провели черту от балды!»). Аграрии внесли небольшие изменения. Чуть позже сельхозтоваропроизводителям продемонстрировали правки. Всё. Больше Александр Владимирович тамбовчан не видел. И был удивлён, когда наша редакция ему сообщила, что (как пишут СМИ) разбивка на правом берегу области окончена. «Почему я не был приглашён на раздел своего поля?»

Ни для кого не секрет, что Турковский район – один из самых отдаленных уголков области. «Аппендицит», «тупик» – как называют его местные жители. Турковчанам намного удобней и ближе добраться до Пензы или Тамбова, чем до Саратова. Но и тут отвратительное качество дорог (иными словами, бездорожье) не добавит приятных минут к путешествию по городам и весям. Значит, строительство новой магистрали должно стать для района не только «окном в Европу», но и попросту обеспечить связь с внешним миром. Помимо вышеперечисленного глава администрации района Дмитрий Викторович Кудряшов видит возможные глобальные изменения. «Посмотрите, – говорит он, – так или иначе в нашей области развиваются районы, находящиеся близ федеральных или региональных трасс. Поэтому для Турков эта дорога имеет огромное значение». 

Дорога должна обеспечить район новыми рабочими местами. Об этом нашей редакции напомнил ещё один турковский фермер Александр Евгеньевич Власов. «Насколько я знаю, объясняет он, – проезд будет платным. Дорога будет обладать развитой инфраструктурой: стоянками для отдыха, АЗС, пунктами питания, гостиницами. Всё это требует определённого количества сотрудников. Согласитесь, маловероятно, что владельцы магистрали командируют из Москвы горничных, продавцов, заправщиков».

Николай Витальевич Курочкин (руководитель ООО «АГРОС») спорить ни с ОАО «Тамбовский земельный фонд», ни с государством (как он сам сказал) не стал, а уже оформил и продал необходимые проектировщикам участки земли. «Какие могут быть разногласия, – заметил Николай Витальевич, – если это дорога федерального значения».

Всего же в Турковском районе по состоянию на 1 июня 2015 года общая площадь земель, занимаемая транспортным коридором «Европа – Западный Китай», составляет 367, 5 гектаров сельскохозяйственного назначения. Из них уже выкуплено шесть земельных участков (50 га), по двум участкам (27 га) проходит процедура подписания договора купли продажи, по семи участкам (50 га) собран пакет документов. Эту справку мы получили в отделе имущества и муниципальных услуг 22 июня.

Нами была предпринята попытка обновить данные, и с этой целью мы позвонили одному из «виновников торжества» начальнику отдела геодезии и землеустройства ОАО «Тамбовский земельный фонд» Николаю Сергеевичу Остроухову, находящемуся в настоящее время в Саратовской области. Николай Сергеевич разговаривал учтиво, но какую-либо информацию по строительству дороги давать отказался, ссылаясь на заключенный с заказчиком (по нашим предположениям и информации в СМИ, это ЗАО «Русская холдинговая компания») «пакт» о неразглашении. Один из пунктов – увольнение болтливого сотрудника…

Далее методом «естественного обзвона» нами было выяснено, что путь из Китая в Германию на правом берегу нашей области будет пролегать через следующие районы: Турковский, Ртищевский, Екатериновский, Аткарский, Петровский, Новобурасский и Воскресенский.

Ртищевский район вначале перекидывал звонок с одного сотрудника на другого. Когда «концы» были всё-таки найдены, нам пообещали дать информацию на следующее утро, искренне недоумевая, почему возникли такие трудности. С утра в получении каких-либо фактов по строительству магистрали (вплоть до названий КФХ, чьи поля частично будут отданы под застройку) нам было отказано. Хотя накануне в том же Ртищеве заявляли: «Наши фермеры с воодушевлением приняли грядущее перемены!» Похожая ситуация произошла и в Аткарском районе.

Немного приоткрыл завесу тайны заместитель главы администрации Петровского района, начальник управления сельского хозяйства Сергей Викторович Егорский. Вместе с ним мы попробовали разобраться, почему не все фермеры готовы легко расстаться с частью своих полей. «Конечно, предлагаемая погектарная цена – это ни о чём, – объясняет Сергей Викторович. – Предположим, в нормальный год средняя прибыль с гектара составляет около десяти тысяч рублей. Соответственно за предположительное время существования хозяйства (пусть 20 лет), аграрий теряет около двухсот тысяч рублей».

КФХ Петровского района новость приняли спокойно, за исключением, возможно, одного  Александра Борисовича Разговорова, который назвал свою цену и не собирается кому бы то ни было уступать.

Некоторым фермерам перед сделкой с тамбовскими землемерами предстоит выкупить арендованную у муниципалитета землю (15% от кадастровой стоимости, это где-то по 4100 рублей за гектар) и лишь потом её продать примерно по десять тысяч рублей.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что строительство новой международной трассы «Шанхай – Гамбург» Правобережье области встретило не столь однозначно, как этого бы хотелось застройщикам. Среди прочих мнений нами было услышано, что государство вправе диктовать свои условия, какими бы дикими они ни казались… Что нельзя путать понятия рыночная и кадастровая цена… Что фермерская продукция этой дороги не увидит в силу ограничений скорости, массы и нагрузки на ось сельскохозяйственного транспорта…Что в принципе напрасно мы вообще лезем в эту дорогу… Несколько раз прозвучало в адрес тамбовского фонда нелюбимое сельхозтоваропроизводителями слово «перекупщики»… Кем-то была обронена фраза: «Пугают: если не отдадим – отберут бесплатно!»…

Учитывая обещанные сроки строительства (два года), новому мосту с воскресенского берега пророчат будущее танцующего волгоградского моста… А остряки с просторов интерната под перечислениями открывающихся возможностей и красот новой магистрали добавляют ироничное «Нью Васюки».

Насколько нам известно, не так давно началась разбивка левого берега. Однако пролить свет на эту часть области мы пока не решаемся: уж больно туманная завеса  висит над этой темой.

За общим комментарием мы обратились к зампреду правительства области Василию Михайловичу Разделкину. Наш выбор был неслучаен. Именно к Василию Михайловичу нас направила заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Наталья Алексеевна Плеханова, объяснив, что именно он курирует этот вопрос. На отправленный нами в понедельник официальный запрос ответа пока не поступило.

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2