Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Татарин к татарину рвётся!

В то время как ученые мужи Государства Российского блуждают в поисках национальной идеи, проблема решается на местах. Фермеры Татарской Пакаевки Петровского района, национальная принадлежность которых понятна из названия села, нашли свой способ сплотить жителей: «Надо не забывать о том, кто мы есть!»

Для этого каждый год уже четверть века проводится в Пакаевке Сабантуй, который собирает вместе всех татар Петровского района. Дата «праздника плуга» (первое, исконное название торжества) традиционно зависит от окончания весенних полевых работ, но в этом году гуляния отложили на 9 июля, к завершению священного месяца Рамадан.

Само село было основано между 1721 и 1747 годами служилыми татарами Узинского стана Пензенского уезда. О том, что Пакаевка татарская не только по названию, говорит внешний облик села. Чистые улицы. Аккуратные самобытные дома, в большинстве своем беленые известкой. Само собой, мечеть, крепко сложенная из белого и красного кирпича, с застекленным минаретом. Одним словом – порядок.

По-татарски аккуратно выбрано место проведения праздника: в низине, на самом краю населенного пункта на берегу реки Вершаут. Июльская жара смягчалась близостью воды, а ветру не давали разгуляться возвышенность с одной стороны и лес с другой.

Занятую гуляниями площадку традиционно, безо всяких оглядок на политику, называют майданом (в переводе – место скопления людей). Сцену, вкопанное бревно для состязаний, столы для гостей, батут и надувной замок для детей – всё подготовили заранее.

Гостей праздника по традиции встречали медовым чак-чаком. Угощение несли, бегло переговариваясь по-татарски, ученицы местной школы. Оказывается, Татарпакаевское учебное заведение уникально для Саратовской области! Только здесь преподают национальный язык, традиции и литературу. По словам директора школы, Асии Мярдюковны Абляевой, учатся дети охотно, с интересом. Надежда на сохранение татарских культурных особенностей есть.

… Сабантуй начался с молитвы местного имама. Ильдян Фиттяхович Шабаев стал духовным лицом сразу же после выхода на пенсию, почти двадцать лет назад. Всю жизнь работал в родной Татарской Пакаевке. Сначала заведующим фермой и бригадиром, а потом уже и агрономом, на которого выучился в сорок лет, поступив в сельскохозяйственный техникум имени Тимирязева. Преклонный возраст не помешал Ильдяну Фиттяховичу не только поприветствовать гостей, но и всю предыдущую ночь молиться о хорошей погоде в такой важный для татар день.

Торжественную часть продолжил народный ансамбль татарской песни «Алтын ай». Одной из его участниц оказалась учитель татарского языка из местной школы Кадрия Раисовна Шибаева. Она объяснила многие тонкости национального колорита, присущие только Татарской Пакаевке. Во-первых, местный язык относится скорее к диалектам. В Казани не всем будет понятна татарпакаевская речь, и наоборот. По той же причине возникают трудности при изучении серьезных книг на татарском языке. Во-вторых, очень сложно соблюдать и сохранять традиции в одежде. Даже сценические костюмы ансамбля, строго говоря, не каноничны: не та ткань, головные уборы должны говорить о семейном положении женщины и многое другое. В-третьих, непросто преподавать в школе национальную кухню: не позволяют условия. Но, несмотря на все трудности, забывать о своей культурной принадлежности никто не собирается.

После очередного музыкального выступления началось главное – состязания батыров. Первыми свои силы показали участники национальной борьбы курэш, она же борьба на поясах, она же в буквальном переводе «достижение цели честным путем». Под бдительным присмотром судьи сошлись в поединке как местные силачи, так и «заезжие молодцы». Которые, впрочем, приходились дальними родственниками половине присутствующих.

Двухлетнего барана, главный приз состязания, в итоге унес местный батыр Ильдар Рахманкулов. Ценный трофей «оторвал от сердца» Рива Ревгатьевич Шамсетдинов, глава КФХ, один из отцов-основателей татарпакаевского Сабантуя. Он же вручил подарки ребятам, которые участвовали в «детской лиге» по курэшу.

Но если желающих побороться на поясах было достаточно, то лезть на оструганный высоченный столб решились немногие. В итоге самобытный спортивный снаряд дважды покорил Шамиль Русланович Ильгереев, сварщик КФХ Шамсетдинова. Ему и достались два приза от сына местного бабая (самого уважаемого человека), фермера Наримана Раисовича Давыдова. Его отец, Раис Шагиевич, был одним из первых фермеров Татарской Пакаевки, и также стоял у истоков местного Сабантуя.

Не менее напряженным оказалось перетягивание каната, по-татарски «аркан тарыш». Организатор состязания, глава КФХ Жамиль Мухамметдиевич Богдалов, с улыбкой присудил победу команде девочек, которые всухую «претянули» мальчишек.

Обычно чуть ли не самым зрелищным событием на Сабантуе были скачки, но в этом году победительницей и единственной участницей оказалась кобыла, принадлежащая Зауру Шамиловичу Ризванову. «Сейчас мало кто держит лошадей, дорого» – объясняет хозяин животины.

К этому времени последние высокие гости уехали, и праздник продолжился, окончательно превратившись в семейное торжество. Национальными блюдами угощали всех. А угощать было чем. Один только шашлык из свежайшего мяса, приготовленный на берегу реки, может поработить лишь запахом. Готовили не только баранину, но и свинину, уважая различные вкусы гостей. Но дань традиционной кухне отдали в полной мере. Большие мясные пироги бэлеши, их младшие братья вак бэлиши, эчпечмяки и пермече. Татарские манты, от которых даже в холодном виде «ум отъешь»! Выпечка с пшенной кашей – кыстыбый (или кузимяк). Овощные пироги с тыквой, морковкой или сахарной свеклой. Да, именно с сахарной, не с «буряком». Для этого свеклу варят три дня, пока она не станет черной, а потом уже пекут пироги. На вкус не хуже чернослива. И, конечно же, шурпа! Искусство варки ароматного, вкуснейшего бульона – это великое искусство. Которым, безусловно, владеет Зякир Ряхимович Шабаев, один из пакаевских фермеров. Именно ему доверили колдовать над котлом. Женщин, кстати, ни к шашлыку, ни к шурпе не подпустили.

Все угощения разносились по юртам, которые расположились по соседству с майданом Сабантуя. Юртами, конечно, тентованые павильоны величают только по традиции, но название традиционного татарского летнего жилища никто не забывает. В них и собрались семьи татарпакаевских фермеров. Приехала вся родня: и соседи по району, и городские. Немногие русские гости с уважением отмечали, насколько дружны татары. Об этом лучше всего высказался один из почетных гостей, Зуфяр Шамсигалиевич Хакимов, председатель Саратовской областной татарско-башкирской общественной культурно-просветительской организации (для многих он просто Зуфар Абы – брат, дядя): «В этот особенный день мы собираемся одной большой семьей, всем народом. У нас есть пословица, которая переводится на русский как «татарин к татарину рвется, чтобы помогать в делах». И я желаю своим соотечественникам всегда держать такое единство, хранить нашу культуру».

Местные фермеры единство держат. В 1992 году развалился колхоз «Родина», в котором обрабатывалось более 18 тысяч гектаров земли. Татарская Пакаевка была лишь пятой бригадой из восьми. Тогда же первый раз собрались и решили отмечать Сабантуй, чтобы окончательно не распалась община, чтобы люди не потеряли свои корни.

…Жамиль Жавдярович Рахманкулов, сын Жавдяра Рифатовича Рахманкулова, одного из первых организаторов праздника, работает в КФХ отца простым механизатором. Сам говорит, что заместителем или главным инженером пока рано становиться. Может позже, с опытом. Отучился в Тимирязевском техникуме, на автомеханика сельскохозяйственного производства. Полтора года служил в армии, на юге Ростовской области, где максимальная температура достигала 51 градус выше нуля. Всего одного деления термометра не хватало, чтобы срок службы в части сделали «год за два». Ему всего 27 лет, а у Жамиля двое детей: дочке семь лет, сыну шесть месяцев, красавицу-жену Альбину привез из города. В деревню поехала спокойно. Говорит: «Приезжаете в Пакаевку! Многого добьётесь!»

По словам Жамиля, работать с отцом хорошо. Как руководитель он замечательный, но очень строгий! Как «показательному лицу» работать приходится в полтора раза больше других. Впрочем, хорошо трудятся в хозяйстве все работники. Поэтому и ездят на иномарках. Проблему сезонности сельского хозяйства Рахманкуловы решают просто: «На зиму закупаемся скотиной. Всем рабочим привозим. И зерна даем, сколько нужно. Чтобы поголовье сохранить. Многим это помогает, так как молоко сдают по 20 рублей перекупщикам из Пензенской области. Получается дополнительный доход». В общем, делают все, чтобы люди закрепились на земле, пустили корни. С мыслями о будущих поколениях весной заложили два гектара яблоневого сада, еще два – осенью.

Все местные с гордостью говорят, что Жамиль – это опора своего отца, будущее хозяйства. Подробнее о КФХ Рахманкуловых рассказал его глава, Жавдяр Рифатович. Обрабатывают чуть больше тысячи гектаров. Работают по-разному: трёх, четырёх и пятипольный севооборот. Обязательно с парами, чтобы земля отдохнула. Каждый год пашут. В этом году основная надежда на 305 гектаров озимки Скипетр и Мироновской 808.

Внесли под них 150 килограммов селитры на гектар, подкормили микроэлементами. Также бором подкормили 300 гектаров подсолнечника Пионер, купленного в Балашовском БАСе. Еще 300 га заняты парами. В этом году планируют обновить семена, купить элитную озимку. Чтобы урожайность была, а то земли мало. Немного сеют овса, ячменя и кукурузы на фураж для личных подсобных хозяйств работников. Всего в КФХ Рахманкуловых работают десять человек. Из «обновок» – комбайн VECTOR с подсолнечниковой жаткой, приобретенный у фермера Александра Григорьевича Чернова.

Жавдяр Рифатович объясняет, почему традиция не заглохла: «Мы сообща все делаем. Все фермеры складываются, кто сколько может. С каждым годом людей все больше. Но в любом случае, масштабы не сравнить с Сабантуем в Средней Елюзяни Пензенской области».

…Ренат Галимжанович Сулейманов также работает в КФХ со своим отцом Галимжаном Ахметовичем. В хозяйстве он «главный по уборке». Руководит двумя комбайнами CLAAS и двумя «Нивами»: самая «свежая» 1994 года выпуска. С «Клаасами» ездит в Ростовскую область на калым. Говорит, «там люди живут за счет зерновых, а не как мы, с подсолнечника». Обрабатывают четыре с лишним тысячи гектаров. Большая часть в аренде. Но стараются приобретать в собственность. Занятие хлопотное, так как каждый фермер в районе заинтересован в приобретении земли. Бывает, что у клочка в сто гектаров оказывается сразу три хозяина.

Отец – хороший агроном, поэтому на подсолнечник упор не делают, чтобы не нарушать севооборот. В хозяйстве возделывают гречиху, ячмень, рожь, озимую и яровую пшеницу. А подсолнечник сеют, что и везде, как коммерческую культуру. На всю площадь в этом году закупили 40 тонн селитры и аммофоса. Брали в Саратове со склада «Балтайагроновы».

Единственная выставленная на забег лошадь принадлежит Зауру Шамиловичу Ризванову. Уникальный, единственный в своем роде, глава КФХ в пятьдесят восемь лет самостоятельно обрабатывает всего 200 гектаров (!) земли. Дети не помогают, все в Саратов уехали. Кроме двухсот гектаров в хозяйстве есть пять дойных коров и лошадь с жеребенком. Коров доит жена-пенсионерка. Зауру местный Сабантуй нравится гораздо больше, чем областной, который проводится в Усть-Курдюме Саратовского района. Там на одного татарина приходится три милиционера.

…Рахманкулов, Богдалов, Ризванов, Шамсетдинов, Давыдов – на них и еще двух десятках жителей Татарской Пакаевки держится подлинное единство, которому стоит учиться.

Иван ГОЛОВАНОВ

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (17)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2