Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Услышать мнение профессионалов

На одной из четырех дискуссионных площадок форума «Современное российское село» – «Развитие АПК в современных условиях» рассматривались темы технического перевооружения села, развития растениеводства, животноводства, малых форм предпринимательства на селе, вопросы государственной поддержки в агропромышленном комплексе, методы ее реализации, были выслушаны предложения по работе с банковским сектором.

Встреча происходила на территории перерабатывающего комплекса «Энгельсский».

Модераторами клуба экспертов стали председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Джамбулат Хатуов, исполнительный директор ЗАО «Балаково-хлеб» Татьяна Супрунец.

Джамбулат Хизирович Хатуов, первый заместитель министра сельского хозяйства РФ:

– Сегодня мы собрались для определения точек роста в агропромышленном комплексе на ближайшие пять лет. Но перед тем как решать задачи, уместно поговорить о результатах. Символично, что в этом году отмечаем десятилетие реализации национальных проектов, и должны отметить, что последовательная государственная политика в этой области последних десятилетий позволила добиться весомых результатов.

Если говорить об объемах производства, то за последние 10 лет они увеличились на 40 процентов. Гордостью аграриев является достаточно динамичное увеличение производства ряда сельскохозяйственной продукции и объемов сокращения зависимости от импорта. Уместно вспомнить о шагах Государственной Думы, Совета Федерации, Минсельхоза, о результатах деятельности отраслевых союзов.

Если очень кратко. Мы с вами стали экспортерами зерновых культур в объеме 30 млн т. За 10 лет мы увеличили объем экспорта в 3 раза. Хорошие показатели. Мы ушли от импортозависимости 80-х годов почти на такой же объем. Сегодня страна обеспечивает себя полностью зерновыми, сахаром, картофелем, маслом растительным. И, говоря о продовольственной безопасности, можно сказать, в этих вопросах мы продвигались достаточно динамично. Что не достигнуто? Не достигнута самообеспеченность по молоку (81%) и мясу говядины. В то время как полностью покрывает запросы наш комплекс по мясу птицы и свинины.

Говоря о задачах, мы должны для себя четко понять ответственность, которую берем перед страной по объемам производствам. В ближайшие 5 лет мы должны увеличить производство зерновых до 118 млн т, производство свеклы – до 41 млн т, производство масленичных культур – до 18 млн т, увеличить производство картофеля в сельскохозяйственных и крестьянско-фермерских хозяйствах до 12 млн т (сегодня производим около 7,5 млн т). Мы должны увеличить производство овощей и фруктов до 1 млн т. Это амбициозные задачи, но к этому есть и серьезные предпосылки. Мы имеем достаточно стабильные меры господдержки, и у нас есть уверенность, что эти меры будут наращиваться.

Но мы должны так же осознавать, что эффективность мер поддержки должна повыситься. Поэтому резервы, которые мы имеем в малых формах производства, должны через развивающуюся сельскохозяйственную кооперацию принести соответствующие плоды.

Позиция Правительства РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и министра А.Н. Ткачева состоит в том, что мы должны кратно увеличить количество грантополучателей. Анализ, который мы проводим в течение несколько месяцев, изучая эффективность грантополучателей, свидетельствуют о том, что наши начинающие фермеры состоялись, что семейные животноводческие фермы так же могут быть эффективными, как и крупные молочно-товарные комплексы. Мы уверены, что сегодня этому будет много посвящено обсуждений и рассчитываем, что инициативы правительства будут поддержаны крестьянско-фермерскими хозяйствами.

Хотелось бы вынести на всеобщее обсуждение инициативу правительства, связанную с совершенствованием мер господдержки: в частности, субсидирования коротких и инвестиционных кредитов, снятия нагрузки с аграриев при использовании кредитов. Для этого предлагается установить прямое возмещение затрат банковской сфере, аграрии должны платить не более 5-7 процентной ставки. Позиция министерства сельского хозяйства РФ поддержана Правительством РФ. Хотелось бы найти такое же понимание в Минфине и Минэкономразвитии. Мы осознаем, что погектарная поддержка должна быть более эффективной для регионов нашей страны. Но при этом мы обращаем внимание на ответственность региональных властей за реализацию тех задач, о которых говорит страна и в которых нуждаются наши граждане.

Также сегодня во время обсуждения хотелось бы услышать предложения, связанные с увеличением производства овощей и картофеля. Действительно, мы достаточно эмоционально сегодня говорим о достигнутых результатах в производстве картофеля, но забываем о результатах нашей деятельности последних пяти лет. Сегодняшнее перепроизводство и связанные с ним финансовые проблемы товаропроизводителей требуют решения задач в виде кооперирования наших картофелеводов по углубленной переработке, семеноводству картофеля, задачи по созданию экспортного потенциала картофеля в страны ближнего зарубежья и на мировой рынок.

Хотелось обратить внимание на то, что сегодня амбиции экспорта из года в год нарастают. Не только зерна, но и определенных видов мяса. Мы готовы наращивать этот потенциал, но для всего этого нужны меры господдержки, которые надо уже сегодня заложить для последующей экспансии мировых рынков.

Модератор:

– Коллеги, приступаем к первой актуальнейшей теме. Это совершенствование механизма распределения несвязанной поддержки.

Вадим Васильевич Соколов, председатель правления СПК «Базы» Республика Башкортостан:

– У нас 30 тыс. га пашни. Выращиваем зерновые, свеклу, корма для животноводства. Республика расположена в зоне рискованного земледелия. Ежегодные, с 2011 г., засухи ухудшают финансовое состояние наших сельхозпредприятий. В связи с этим возрастает роль агрострахования, не стоит ли нам всем подумать над изменением правил в агростраховании.

И второй вопрос. Хотелось, чтобы распределение субсидий было более справедливым, в зависимости от природно-климатических условий и рынков сбыта.

Модератор:

– Давайте честно признаемся, что сегодня этот механизм в полную меру не работает. Многие сельхозтоваропроизводители отказываются от страхования посевов в связи с тем, что деньги можно получить только через суд. Конечно, так не должно быть.

Задержимся на пять минут, опоздаем навсегда

Александр Максимович Жильников, генеральный директор ООО «Краснополье» Оренбургской области:

– Древние говорили: «Проблема – это начало пути к успеху». Одна из проблем нашей области это «брошенные земли». Это позорище для нас. Так десятками лет складывалось, что менялись собственники, банкротились хозяйства, были проблемы с оформлением земли. Приходили большие холдинги, забирали самое лучшее, а плохенькое оставляли.

Это проблема не одного дня, это проблема десятилетия. Как видит государство, Минсельхоз, «Единая Россия» решение этой проблемы? Надо бы на местах оценить эту ситуацию с привлечением науки и посмотреть, всю ли землю надо возвращать в севообороты? Может быть, часть сделать культурным пастбищем? В свою очередь это даст толчок в развитии животноводства. Для того, чтобы вернуть землю в севооборот, необходимо на местах более серьезно привлекать административный ресурс, Россельхознадзор, прокуратуру. Надо привлекать холдинги и их заставлять брать. Для возвращения севооборотов, необходимо разработать какую-то отдельную программу, с учетом софинансирования, с участием государства. Если мы задержимся с решением этой проблемы хотя бы на пять минут, то опоздаем навсегда. Земля требует моментального решения этой проблемы.

Модератор:

– Президент России Владимир Путин, выступая в прошлом году перед федеральным собранием, поставил перед депутатами Госдумы прямую задачу разработать проект закона о введении в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. С одной стороны, мы сегодня должны решить проблему импортозамещения, а с другой стороны, в чьей-то собственности находятся 28 миллионов гектаров земли и не используются. Когда слушания по данному вопросу проводил аграрный комитет, от регионов поступило 230 предложений и поправок. Вот почему я говорю, что эта тема актуальная.

Хатуов:

– Мы находимся сегодня на партийной площадке, и первым, как мне видится, мы должны поднять тему партийной ответственности за то, о чем мы говорим. Дело в том что неосвоенные земли находятся в регионах. И стратегия, которую сегодня определяет министр, заключается в том, что мы должны заниматься вопросом не формально, а предметно. Определиться, что необходимо растениеводству, а что необходимо животноводству. Мы ожидаем механизм в виде закона. Это раз.

Второе. В ближайшие три месяца мы заслушаем каждый регион на предмет мероприятий сроком на пять лет по вводу неиспользуемых земель в оборот. И здесь мы должны исходить исключительно из позиции, какая экономическая модель должна реализовываться в каждом из регионов. Петр Александрович Чекмарев, директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений, определен как ответственный. Уже сегодня прошли по данной теме селекторные совещания. Уже сегодня во время анализа подготовки и проведения посевных работ мы обратили внимание должностных лиц на то, что мы будем применять все меры воздействия для того, чтобы это процесс находился в зоне ответственности регионов.

Игорь Леонидович Гордеев, один из соучредителей компании «Гранд НН», владелец племсовхоза «Линдовский», племзаводов – им. Ленина и им. Пушкина, Нижегородская область. Кстати, по оценкам экспертов, «Гранд НН» занимает 12-15% на российском рынке производства кофе в натуральном выражении, сегодняшний оборот компании аналитики оценивают в $40-50 млн.

– Мы с нетерпением и с тревогой ждем принятия проекта закона, который сейчас вынесен на обсуждение. В этом законе ничего не говорится о паевых землях. В нашем регионе порядка 30 процентов таких земель не обрабатываются. Мы подготовили наши предложения, которые основаны на десятилетней судебной практике, на мнении Россельхознадзора, Министерства сельского хозяйства и других органов, упомянутых в проекте закона.

Модератор:

– Хочу обратить ваше внимание на то, что аграрии не просят денег, а говорят: создайте механизмы, которые бы позволили нам заниматься производством сельхозпродукции. Хочу пояснить, что Закон «О землях сельскохозяйственного назначения» не затрагивает проблем паевых земель, земель, отданных под дачи и огороды, не касается земель поселений. Для нас в сельском хозяйстве главное – стабильность. Если мы введем 28 млн га земель сельхозназначения, в последующем будем наводить порядок и в паевой земле.

Хатуов:

– Как я понимаю, речь идет о невостребованных паях, судьба которых региональными властями не решается десятилетиями. Я еще раз подчеркиваю, региональными властями! Для того чтобы паевые земли ввести в оборот, нужно провести работу с наследниками. Это первое. И второе. Предложить собственникам земельных паёв эффективного арендатора, будь то небольшое фермерское хозяйство или крупный холдинг, и определить специализацию производства. А то, когда у вас банкротится единственный сахарный завод и вы не можете ничего с этим поделать, только собственники меняются, а дело стоит, вы призываете им заниматься депутатов Госдумы, Минсельхоз и так далее вместо того, чтобы реально создать предпосылки для реализации инвестпроекта. Так кто же вам виноват?

Татьяна Владимировна Супрунец, исполнительный директор ЗАО «Балаковохлеб»:

– Саратовская область имеет опыт распределения поддержки товаропроизводителей. Мы смотрим в сторону тех, кто находится в неблагоприятных климатических условиях.

Есть дифференциация. У нас такой опыт существует.

Конечно, мы понимаем, что методика, которая на данный момент действует, основывается на коэффициенте эффективности использования земель. Другими словами, на урожайности. Мы понимаем, что это и минеральные удобрения, но, априори, это все-таки благоприятные климатические условия. Поэтому будет звучать предложение о том, чтобы эту методику в рамках имеющегося бюджета пересмотреть и направить средства в зоны с менее благоприятными условиями.

Модератор:

– Мы сегодня говорим о том, чтобы на рубль господдержки для разных регионов вводить разный коэффициент.

Хатуов:

– Уже в 2017 году методика погектарной поддержки будет изменена.

Анатолий Анатольевич Куценко, директор Департамента экономики и государственной поддержки АПК МСХ РФ, бывший заместитель министра сельского хозяйства Ставропольского края:

– Мы уже ведем работу, чтобы перевернуть пирамиду. Наша задача – выровнять доходность, дать равные возможности всем территориям. Чтобы люди стремились жить не в других, более благоприятных местах, а работали на своей земле.

Насколько эффективны семейные фермы?

Вячеслав Владимирович Телегин, Председатель Совета АККОР:

– Мы изначально были сторонниками такой поддержки, так как малые формы хозяйствования занимают значительную долю сельхозпроизводства. Во многих селах фермеры становятся селообразующими. Вытаскивают и социальную сферу.

Безусловно, надо в разы увеличивать поддержку. Этого желают и регионы. За последние пять лет фермеры удвоили поголовье коров. Это, видимо, тоже результат программ.

Выделяя эти гранты, мы решаем триединую задачу: увеличение производства, закрепление людей на селе и создание рабочих мест.

Хатуов:

– Разделяем позицию АККОР. Озвучиваем политику, которую доводит до регионов министр сельского хозяйства Александр Николаевич Ткачев.

Первое. Все желающие должны получить гранты в ближайшие два года.

Второе. Размер гранта должен соответствовать бизнес-плану начинающего фермера или фермерского хозяйства.

Третье. Проблема продуктивности семейных ферм. Мы должны популяризировать искусственное осеменение в ЛПХ и КФХ. В Саратовской области есть такой опыт. Должна проводиться работа, которая позволит удвоить, утроить поголовье. Нужно ориентироваться на то поголовье, которое мы можем получить от пяти миллионов коров, находящихся в ЛПХ. Это зона ответственности региональных властей, как и восстановление станций осеменения. Сейчас грант получает один из десяти желающих. Надо дать возможность людям заниматься сельским хозяйством.

Кузьма Григорьевич Самолькин, глава КФХ «Луч» республика Мордовия:

– В 2012 году получили грант на создание малой семейной фермы. Построили современную, высокоэффективную, роботизированную. В ней содержится 240 голов КРС. Создали семь рабочих мест. Выручка на одного работника составляет 3,5 млн руб. Ежедневно мы сдаём четыре тонны высококачественного молока. Программа поддержки хорошая, но с 2012 года появились вопросы. Например, с ростом цен на оборудование, сельхозтехнику, племенной скот. Если в 2012 году мы покупали робот за 5-6 млн руб., то сейчас он стоит двенадцать. Трактор МТЗ-82 вырос в цене с 600 тыс. руб. до 1200 тыс. руб. Поэтому я предлагаю увеличить долю грантов с 20 до 30 млн. И второе, у многих фермеров нет возможности обеспечить софинансирование в размере 40%. Своих денег нет, а получить кредит очень трудно (высокие ставки, отсутствие залоговой базы). Прошу сократить долю софинансирования до 20%.

Камияр Мижагитович Байтемиров, председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Республики Татарстан:

– В Татарстане сложилась многоукладная экономика. Наряду с крупными агрохолдингами работают и малые формы: фермерские хозяйства, крестьянские подворья и кооперативы. В Татарстане малые формы хозяйствования производят более 50% валовой сельхозпродукции. Это делается не на пустом месте. Региональная власть принимает такие решения, при которых одинаково работалось бы и фермерам, и подворьям. Хочу обратить внимание на то, что невостребованная земля, о которой говорилось ранее, должна стать более доступной начинающим фермерам. Предлагаю предоставлять ее без выкупа и аукциона.

Константин Арчилович Чикобава, индивидуальный предприниматель Хвалынского района Саратовской области:

– Занимаемся выращиванием и переработкой плодово-ягодных культур. В 2013 году мы получили грант по программе «Начинающий фермер». Эти средства пошли на приобретение трактора МТЗ-82 и опрыскивателя. В данный момент расширяем площадь насаждений. Сейчас у нас 65 гектаров молодого сада. Внедряем капельное орошение. Продукцию перерабатываем на современной австрийской технике. Делаем соки прямого отжима. Программа актуальна. Но хотелось бы увеличить сумму гранта с полутора до трех миллионов рублей.

Поддержка животноводства и производства молока

Людмила Николаевна Маницкая, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли (РСПМО - Молочный союз России):

– Хотела бы добавить к вопросу грантовой поддержки фермеров. Куда продают эти фермеры свою продукцию? Необходимо на федеральном уровне предоставить льготные места торговли. А также, как мне кажется, следует помочь эти людям в кооперации. Фермеры по отдельности не смогут пробиться в сети. Да и нужно ли им это? Это очень важный вопрос.

Важно сказать о господдержке в виде субсидирования одного килограмма молока. Два года назад нивелировались понятия «белок» и «жир», и размытие господдержки ничего не приносит. Нужно либо вернуть в критерии 3% белка и 3-4% жира, либо переадресовать эту поддержку на другие направления.

Алексей Сергеевич Михайлов, председатель правления ООО «ГК Белая Долина»:

– В работе молочной отрасли выделяется так называемый сезон большого молока. В это время для авансирования сельхозтоваропроизводителей мы вынуждены брать короткие кредиты. После этого в рамках господдержки нам компенсируется 2/3 ставки рефинансирования. Проблема заключается в следующем: на оформление этих дотаций уходит большое количество времени и ресурсов предприятия. Это у нас, у достаточно крупного предприятия. Для мелких фермеров, как мне кажется, задача практически невыполнимая. Надо признаться, даже с правильно оформленными документами господдержка не сразу доходит до нас, до переработчиков. Я знаю, что вопрос поднимался в Государственной думе и Министерстве сельского хозяйства. Принципиальное решение выработано. Переработчики молока берут кредиты под 5% у банков, а банкам недостающую прибыль напрямую компенсирует государство. Тем самым документооборот упрощается. Это даст колоссальный толчок развитию отрасли. Просим принять этот закон уже в этом году.

Хатуов:

– Задача ближайших пяти лет – это техническое и технологическое переоснащение. Прежде всего, хотел бы вернуться к вопросу животноводства. Не только фермерские хозяйства и их кооперация могут решить большинство задач. Не надо забывать про крупные холдинги. Это современные молочно-товарные комплексы. Здесь уже работает механизм возмещения затрат тем, кто занимается модернизацией производства. Более того, сейчас стоит вопрос, чтобы под возмещение этих затрат попали те, кто сегодня модернизирует существующие молочно-товарные комплексы. Проблема в том, что компенсация не покрывает затрат на модернизацию. Это приводит к низкой рентабельности производства предприятий, решившихся на обновление.

Мы достигли положительных результатов по компенсационной поддержке, теперь надо заниматься стимулирующими мерами, которые будут направлены на увеличение производства молока, поголовья.

Но сегодня мы должны понимать, что объем сельхозмашин, которым располагают аграрии, их физический износ и стратегия их замены напрямую связаны с мерами господдержки промышленности. Поддержка производителей сельхозмашин, а через них и аграриев имеет свой график. Он у нас не вписывается даже в пятилетие. Потому что потенциал российской техники удовлетворяет потребность аграриев на 50 процентов. Закупка импортной техники еще больше усложняет возможности. Поэтому мы обращаемся ко всем КФХ. Амбиции каждого – это купить свой комбайн, энергонасыщенный трактор. Это, конечно, хорошо и, может быть, по-хозяйски. Но еще более рационально сегодня срочно использовать механизм сельскохозяйственной кооперации, создавать снабженческо-сбытовые кооперативы и покупать один трактор на 10-12 КФХ. Это позволит в три раза поднять эффективность вложений и использовать потенциал нашей промышленности.

Тоже самое связано со снабженческими функциями. Формируя совместную партию удобрений/СЗР, вы получаете выгодную цену. Надеемся на работу региональных властей, чтобы добиться хороших результатов в ближайшие пять лет.

Салис Добаевич Каракотов, генеральный директор ЗАО «Щёлково Агрохим»:

–Я очень рад, что могу сегодня задать вопрос, связанный с животноводством. Мы впервые в России приобрели и ввели в строй центр по производству эмбрионов раздельного и смешанного пола молочного КРС. Я хотел бы спросить у Министерства сельского хозяйства, возможно ли приобретение эмбрионов прировнять к приобретению нетелей? Можно ли данный пункт внести в господдержку? Это позволило бы создать дополнительный стимул отрасли. Таким путем пошел, к примеру, Израиль.

Хатуов:

– Подробно о результатах подобной работы мы будем говорить на отраслевых совещаниях. Первые результаты есть, они обнадеживают. Поэтому будем поддерживать это направление. Импортный материал дорогой. Среди ученых ведутся споры. Но я уверен, что будущее за подобными разработками.

Елена Николаевна Демидова, глава КФХ Саратовского района Саратовской области:

– Я как раз из тех малых форм собственности на селе. Хочу обратить внимание Правительства на поддержку таких, как я. Потому что у нас в селе не одна я занимаюсь молочным животноводством, работают и ЛПХ. Но выйти в КФХ у них нет возможности. А многие и не стремятся, так как в КФХ больше налоги и проблем с ветеринарами. Я получала субсидии на надоенное молоко, сейчас я их не получаю. У нас организуются площадки по реализации молока в том же рынке Юбилейный. Кто туда везет? Мелкие товарные фермы. Но люди просят парное молоко, а на него я не получаю субсидии. Чтобы рассчитывать на компенсацию, я должна сдать его на перерабатывающий комбинат. Тогда кто будет торговать на площадках? Прошу вернуть опять субсидии на надоенное молоко! Именно нам, мелким производителям. В отличие от соседей, мы объединились в кооператив. Прибыли особой нет. Это лишь облегчает сдачу продукции, так как за тонной молока «Белая долина» не приедет.

Еще одна поддержка, которую мы просим, это поддержка на фуражную корову. Сейчас ее получают только племхозяйства.

Хатуов:

– Прозвучал вопрос, где граница ЛПХ и КФХ по поголовью коров. Это первое. Второе. Когда мы претендуем на федеральную поддержку за один литр молока, мы должны подтверждать, что оно поступило в промышленную переработку. Так выполняются задачи двух отраслей экономики. Когда мы говорим о стимулировании ЛПХ, то мы говорим о том, что мы поддерживаем самозанятость населения через региональные программы. У нас половина субъектов РФ поддерживают и стимулируют производства молока в ЛПХ.

Если вы говорите о федеральной поддержке ЛПХ, то нам сложно понять ваш уровень рентабельности. Ваши доходы могут меняться каждый день. Поэтому поддержкой ЛПХ занимаются региональные власти, затем хозяйства достигают своего предела и становятся КФХ и дальше работают по своей схеме поддержки. Форма доведения вашей продукции до потребителя в разных регионах разная. Это ярмарки, возможность работать напрямую с потребителем. Но это временная мера. Так или иначе жители нашей страны покупают товары в магазинах шаговой доступности, в крупных сетевых магазинах. Мы приходим к тому, что этот уровень (ярмарки) будет совершенствоваться. Поэтому очень важно, чтобы ЛПХ объединялись в кооперативы, чтобы стать сегментом рынка. Здесь, конечно, большая роль потребительской кооперации. В последнее десятилетие она полностью утратила свои возможности в плане партнерства по заготовительной деятельности. МСХ РФ включается в работу по этому направлению.

Как меру поддержки производителей сырого молока Правительство применяет интервенцию на рынке этой продукции. Это пилотный проект. Его успешная реализация – залог экономической безопасности сельхозтоваропризводителей.

Садоводы

Виктор Иванович Королев, председатель совета директоров ЗАО «Корочанский плодопитомник» Белгородской области:

– Наше хозяйство занимается садоводством. Мы имеем 700 га интенсивного сада. Питомник-маточник свой. Своя переработка и хранение на 7,5тыс. тонн. Хотел поблагодарить за субсидии, выделенные за последние два года. Многое успели, благодаря этим средствам. В прошлом году планировали посадить 10 тыс. га сада, а посадили 14. Но для того чтобы провести импортозамещение, нам необходимо 20-30 тыс. га садов сажать ежегодно. Для этого нужно повышать объемы финансирования. Ежегодно не менее 3 млрд рублей с ростом. Тогда мы через 10 лет можем дойти до того уровня, чтобы замещать фрукты у нас в стране.

Но для такого интенсивного роста нужен посадочный материал. Сейчас это дефицит. На примере Белгородской области скажу: в прошлом году было 108 фермеров, желающих посадить сады. Свою мечту реализовали всего 44 фермера на площади 560 га. Остальные не смогли из-за нехватки посадочного материала. Но для того чтобы у нас развивалось питомниководство, нужно возмещать не менее 50% затрат. Тогда мы получим огромный рост.

Модератор:

– Откуда посадочный материал берете?

Королев:

– Пятьдесят процентов из Италии, Польши и Белоруссии. А надо, чтобы выращивали сами.

Модератор:

– Это серьезная проблема, мы зависим от импорта. Этот вопрос внесем в резолюцию.

Сергей Валерьевич Королев, Президент «Национального союза производителей овощей»:

– На сегодняшний день у нас произошел прорыв по овощеводству, особенно по овощеводству открытого грунта. Производство за последние четыре года увеличили почти на 20 процентов. В эту отрасль вложили 80 миллиардов рублей инвестиции. Основной мерой поддержки выступает возмещение 20% капитальных затрат. В следующем году выделят 5-6 миллиардов. Хотя нужно инвестировать в отрасль в общей сложности 250-300 млрд руб.

Второй вопрос. Сегодня регионы обещают поддержку, но не выделяют свою часть финансирования, в результате инвестор не получает деньги вообще. Без региональной составляющей федеральную не получишь, такую практику надо прекращать. Это может привести к тому, что мы потеряем доверие инвесторов.

Владимир Александрович Жутенков, руководитель инвестиционных проектов агрохолдинга «Окотна» Брянской области, депутат областной Думы:

– В 2013 году построили молочную ферму. По субсидиям нас все устраивает, главное, чтобы минсельхоз выполнял уже данные обещания. Что касается овощеводства, у нас в области может встать проблема перепроизводства. А в результате пострадают фермеры. Так как в планах министерства сельского хозяйства области увеличить производство картофеля с семи млн тонн до двенадцати, нужно это учитывать. Проблему может решить только наращивание мощностей глубокой переработки.

Хатуов:

– Вы правильно затронули тему цен. У нас в стране из 36 млн тонн произведенного картофеля 26 приходится на личные подсобные хозяйства. Это нерегулируемый производитель. Злую шутку сыграла запасливость населения. Предприятия глубокой переработки нужно инвестировать через кооперацию.

Техническое перевооружение отрасли

Виктор Николаевич Димитриев, президент агрохолдинга «Василина» Самарской области:

– На сегодняшний день мы занимаемся и растениеводством (обрабатываем около 250 тыс. га пашни), и мясным животноводством (около 17 тыс. голов КРС). А начинали в 1998 году с двух тысяч гектаров. Также агрохолдинг имеет в собственности завод по производству сельхозтехники ООО «Сызрань-сельмаш». Мы приобрели этот завод, так как почти 30% аграриев области работают на этой технике. Главная трудность – это дороговизна «коротких» денег, 15-20% процентов – непосильная ноша.

Александр Николаевич Морозов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

– Раньше говорили: все, что сделано в России, либо давит зерно, либо просыпает. В 2015 году мы впервые осуществили экспорт сельхозтехники. Наши комбайны, наши трактора покупают Германия, Австрия, Южная Корея, Канада. Важно то, что наши предприятия сейчас имеют ряд возможностей по поддержке. К сожалению, это не дешевые деньги банков. Но у нас есть фонд развития промышленности, который дает достаточно дешевые рублевые займы на сельхозмашиностроение под 5% на срок до пяти лет. В этом году объем финансирования составит 20 миллиардов рублей.

Салис Добаевич Каракотов, генеральный директор ЗАО «Щёлково Агрохим»:

– Как отечественный производитель средств защиты растений предлагаю ввести количественные ограничения на ввоз импортной продукции этого класса.

Записал Иван ГОЛОВАНОВ

21.04.2016Иван ГОЛОВАНОВ  582

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (24)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2