Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Умер дружинный барабанщик

 Вчера вечером скоропостижно скончался один из наших героев фермер Виктор Юрьевич Осипов, село Луганское Красноармейского района. Завтра похороны.

Вчера вечером скоропостижно скончался один из наших героев фермер Виктор Юрьевич Осипов, село Луганское Красноармейского района. Завтра похороны.

Буквально год тому назад мы в своей газете писали материал «Правила дружинного барабанщика» про молодого, энергичного, веселого человека, воспитанного на двух святых вещах. Первая – отцовские слезы солдата-фронтовика: тот не мог спокойно смотреть ни кадры военной кинохроники, ни художественные фильмы про войну. Вторая – мотоцикл с люлькой, в котором вместе с отцом мотался по садам совхоза «Приволжский». Тот постоянно общался с рабочими, в основном женщинами, а сын слушал и вникал.

Вчера вечером скоропостижно скончался один из наших героев фермер Виктор Юрьевич Осипов, село Луганское Красноармейского района. Завтра похороны.Подавляющее большинство родственников – из учителей. А вот Юрий, выпускник  ФЗУ, вернувшись с фронта, работал токарем, управляющим отделением, секретарем парткома, председателем сельского совета. Мать – обычная техничка. В семье трое детей: Виктор – самый поздний, поэтому, иронизирует, разносторонне развитый, талантливый. Глядя на забавы подростка (тот уже в шестом классе гонял на собственном мотоцикле «Ковровец»), отец нередко над ним подшучивал: «Спец, капец и барабанщик». Виктор и в самом деле в школе был дружинным барабанщиком.

– Думали: зашли, и вам открыли все ворота. Нет уж, дудки! Это вы только вдоль околицы прошлись, – фермер Виктор  Осипов открыто предупреждает, что нам его секретов не разгадать. А мы и не пытаемся.

Дожив до 57 лет, наш герой так и не определился в понятиях, кто он на самом деле. Он то «разумный эгоист», то «жестокий капиталист», а то обыкновенный «простой мужик». Но при этом еще и «музыкант», время от времени напоминающий своим механизаторам: «Понимаете,  вы как клавиши, а я на этом «фортепьяно» должен играть. А это возможно, только когда в коллективе есть взаимопонимание».  Еще один коуч нашелся, ёшки-матрешки.

 Откровенно говоря, по литературе у него всегда была тройка, «переходящая в двойку». После татищевского сельскохозяйственного техникума  пытался поступать в саратовский институт механизации, но на экзаменационном сочинении по пьесе Горького «На дне» кого-то с кем-то перепутал. Зато, как и сорок лет назад, отлично знает и закон Кулона, и Закон всемирного тяготения. Эта любовь к точным наукам поможет уже в достаточно взрослом возрасте поступить в вуз со второй попытки, и даже год проучиться. Но диплом о высшем образовании так и не стал предметом вожделения, поскольку в жизни просматривалась иная пирамида ценностей. Например, не слыть, а быть хорошим механиком.

– От отца гены технаря?

– И то, и другое, и пятое-десятое. С людьми тоже можно быть технарем. В мазуте руки пачкаю редко. Отвечаю за общую организацию производства, задаю общий тон. Он складывается потихоньку, с годами. Сейчас его уже сложно разрушить.

– А чем конкретно занимаетесь?

– Самым главным. Руководством. Принятием решений.

Будущий саратовский фермер, награжденный серебряной медалью  Минсельхоза России, родился в Верхней Добринке Волгоградской области в конце июня 1962 года. Корни по одной линии казацкие, по другой – кулаки да дворяне. Гремучая смесь.

 После окончания техникума и неудачного поступления в вуз три года отслужил в ВМФ. Причем не абы где, а в самом Владивостоке, в бухте Улисс. Списывался на берег в качестве командира быстроходного разъездного катера.

 Вчера вечером скоропостижно скончался один из наших героев фермер Виктор Юрьевич Осипов, село Луганское Красноармейского района. Завтра похороны.Оставаться на службе контрактником тогда никому и в голову не приходило, тем более что в Луганском  имелась возможность устроиться в совхоз «Перспективный». На самый крутой по тем временам мегасвинокомплекс, где выращивалось 54 тысячи голов. Осипов так и  сделал. На старте демобилизованный 23-летний моряк получил  однокомнатную квартиру со всеми удобствами и оклад в 190 рублей, что как минимум на полсотни было больше, чем у инженера-механика в обычном колхозе. Добавим сюда молодежный коллектив с полтысячи человек не старше 28 лет, отличную социальную сферу, асфальт, близость к областному центру…Да еще брат был председателем сельского совета.

Дальше все покатилось вниз. Во всей стране. Очень быстро. Начались так называемые реформы. В 1992 году Осипов вышел в фермерство с дуровыми кредитами под 300%, потом недолго поработал начальником здешнего племрепродуктора, несмотря на инженерное образование. В 1996 году прекратил свое существование совхоз «Луганский» с животноводческим комплексом на 1600 голов дойного стада. Сейчас на его месте даже следов былого фундамента не осталось. Кто-то вроде Горбачева придумал, что директора должны избираться коллективом. А когда в демократию наигрались, выяснилось, что не все личности способны имуществом и оборотными средствами распоряжаться по-хозяйски.

…Короче, прав наш герой, прошлись мы по его биографии и судьбе околицей, пунктирно нарисовав путь от волгоградской Верхней Добринки до саратовского поселка Некрасово, что находится почти на границе с Лысогорским районом. Именно там оказался Осипов с товарищем в самом конце прошлого века, и было у них поначалу 46 гектаров земли. На двоих. До ближайшего жилья –15 километров. Возраст – 37 лет. Пейзаж – чистое пустое поле.

А впереди – целых пять лет фермерской работы в «резервации», когда семья урывками, когда ненастье – за счастье, когда вроде целыми сутками занят, а дел больших не видно. И удовлетворения ни-ка-ко-го!

Зато потом будет все наоборот.

Саратовский фермер Виктор Юрьевич Осипов искренне считает, что самыми главными врачами-«кодировщиками» пьющих мужиков являются их жены. Только семья способна наставить человека на путь истинный, вернуть смысл жизни, наполнить ее новым содержанием. Он прямо так и называет эту способность  «Кодом да Винчи». Поэтому сейчас на его предприятии никаких вахт, длительных отлучек, самопожертвований. Год перелома, 2002-й, навсегда запомнится фермеру мизерным количеством земли, тремя тракторами один другого старше, древними сеялками (все собрано из металлолома)  и…ощущением победителя. Люди с других мест начали потихоньку приходить к нему.

Осипов как работодатель в течение последних семнадцати лет сделал все, чтобы укрепить на своем предприятии институт семьи и брака. Каким образом? Ни разу не оторвав хозяина дома без нужды от родных. Пьянство и другие человеческие пороки проявляются от безысходности, когда нет ни выходных, ни проходных, когда человек начинает ощущать себя придатком машины, – уверен наш герой. А в фермерском хозяйстве Осипова суббота и воскресенье – законные нерабочие, за исключением наиболее напряженных дней страды. Но даже тогда самая длинная смена заканчивается не позднее 8 вечера, 9 – ну прямо край. Почему? Потому что  уставший, невыспавшийся человек – беда для производства. Такой комбайнер легко забывает проверить, к примеру, уровень масла в редукторе «Акроса», при этом узел стоит 300 тысяч рублей. Вот и считайте, что выгодней.

Сейчас в хозяйстве обрабатываются  4 тыс. га земли, с этой подушкой безопасности можно приобретать технику, рисковать, заниматься творчеством. И организовать работу так, чтобы платить 13 механизаторам (средний возраст 34 года) приличные оклады в течение всего года, а работу и в поле, и на базе сделать максимально комфортной.

Почему остановились на окладах, постепенно отказавшись от сдельной системы оплаты труда? Да просто уровень самосознания в коллективе стал таким, что уже не нужно никого подталкивать, проверять и, главное, наказывать рублем. Механизаторы настолько сосредоточены на успешных результатах своего труда, что брак крайне редок и возникает, как правило, по независящим от человека причинам. Вот почему  в этом году приобретенный ранее онлайн-сервис контроля и учета работ в агробизнесе не используется.

– Все эти «прибамбасы» – хрень чистой воды. Все равно мне нужно ехать в поле и смотреть, почему трактор остановился. И никакой компьютер не поможет. Руководители никак не поймут, что люди, люди самое главное! Надо настраивать не технику, а людей.

Осипов по гороскопу рак, в шутку называет себя самым человечным человеком, поскольку остальные знаки Зодиака либо до человека еще не «доросли», либо уже «переросли». В этой шутке если и есть доля шутки, то очень маленькая. Хозяйство, которое в районе постоянно занимает лидирующие места по урожайности, обычно сразу после дня рождения главы КФХ в полном составе отправляется в отпуск на 15 дней. С конца июня до середины июля! В самую горячую пору! Когда другие лихорадочно ремонтируют технику, мечутся по финансовым организациям в поисках средств на солярку и заработную плату и даже нужных жаток.

У Осипова в Луганском такого не бывает.

– Жатки не знаем, куда девать, 60 тонн солярки ждут своего часа, – смеется Виктор Юрьевич.

– Все расчеты по отпускным уже произведены, – отчитывается главный бухгалтер Галина Александровна Бенгардт.

– Не понимаю, почему  аграрии не могут ездить с семьями летом на Черное море? А зачем тогда вообще нужны деньги? – продолжает Осипов. – Не понимаю, как брать кредит на семена и ГСМ. Это же дурь! У нас есть кредиты, но они идут исключительно на развитие производства по американскому принципу.

– А как же засуха? Все только и жалуются на отсутствие дождей. Пшеница горит.

– Сгорело у того, кто ее сжег. У жадных горит. А мы вот с бухгалтером думаем: получим 3 тонны пшеницы с гектара или 4?

Перед горячим, напряженным сезоном люди обязательно должны отдохнуть, набраться сил, поднять настроение. А что касается работ в поле, так мы уже сделали всё, что могли. Растения находятся на том этапе, когда наше участие бессмысленно. Мы сейчас должны думать о результатах 2022 года, поскольку даже в сценарии  2020-го уже мало что изменишь. Всё, машина едет.

По мнению многих, трудовой коллектив фермерского хозяйства В.Ю. Осипова из Луганского – «команда по синхронному плаванию». «Тренер» очень много работает над собой, умеет организовать коллектив, настроить на победу. Безусловно, он аналитик, с расчетливым и цепким умом. Но при этом очень контактный человек, по-отечески заботливый, понимающий чужие проблемы.  Неслучайно к нему в хозяйство так стремится попасть молодежь, зная, что здесь любого «салагу» обеспечат работой и морально поддержат. Взрослые его называют по отчеству, юнцы, которых он старается натаскать, – «дядей Витей», но субординация от этого не страдает. В хозяйстве очень четкая дисциплина и порядок. И никаких интриг! Сплоченность, уважение друг к другу, взаимопонимание – вот кредо этой команды.

– Люди должны понимать конечные цели, надо делать ставку на человеческий фактор, – утверждает Виктор Осипов в то время как многие из его коллег предпочитают вкладываться в дорогостоящую  технику. По их мнению, чем мощнее агрегаты, тем успешнее бизнес. А у Осипова все наоборот, и при этом ни одного года без прибыли. Даже когда росли площади под обработкой в геометрической прогрессии, даже когда создавали базу в центре села, достраивая и перестраивая помещение бывшего детского комбината, приобретая склады и технику, – все равно деньги были.

Техника сплошь отечественная, пашет классически, применяет жидкие удобрения и карбамид, а весь секрет больших урожаев кроется  в одной формуле: «100-процентное  соблюдение технологического процесса». Вовремя посеяли, вовремя обработали, вовремя убрали – в результате ежегодно получают по16-17 ц/га подсолнечника и по 30 ц/га зерновых. Вот вам и вся «государственная тайна».

Её носителями являются, повторимся, члены небольшого коллектива, где каждый сам по себе уникальный специалист-«многостаночник». Возглавляет список один из основателей хозяйства, отработавший здесь 17 лет, Анатолий Анатольевич Гаврилкин. Отличный токарь, кузнец, сварщик – человек, которому Господь отмерил два десятка ремесленных талантов. Весь инвентарь, с которым начинали работать, собирал из железок именно он. Такие же универсалы, способные творить чудеса что на комбайне, что на тракторе, – Александр Николаевич Крупин, Сергей Владимирович Сергиенко, Илья Владимирович Перетятько, Виктор Алексеевич Котельников, Андрей Михайлович Воронин, Владимир Викторович Русакевич, Сергей Николаевич Таланин. Последний «долеплен» ветераном Николаем Александровичем Щукиным, тот уже на пенсии. Он настолько любил свою профессию, что даже движение шнека на комбайне опоэтизировал. Показал, насколько это красиво.

Не менее ценны для хозяйства Петр Игоревич Игнатов, Дмитрий Егорович Штрауб, Сергей Иванович Бурмистров, Денис Николаевич  Потапкин. В свое время они наработались-намучались вахтовиками, пожили вдали от собственных семей, а сейчас вдруг выяснилось, что и дома востребованы их немаленькие  способности.

Одиннадцать лет назад пришла в хозяйство работать Галина Александровна Бенгардт, высококлассный бухгалтер, кадровик, коммерческий директор и менеджер в одном лице. Тактичная, кропотливая, ответственная, она со своим надежным характером как нельзя лучше подошла руководителю КФХ.

Мы говорим о профессиональных качествах этих людей, но в работе не менее ярко удалось раскрыться и человеческим характерам. Плохие люди здесь просто-напросто не прижились бы. Семейная обстановка не располагает.

Офис фермерского хозяйства с настоящей печью, отапливаемой дровами, с изогнутой лестницей, ведущей на  мансарду, с удобными лавками и миниатюрным заборчиком, по-домашнему уютен. Но настоящим символом домашнего очага является здешняя столовая, модерновая по дизайну и очень щедрая по обилию продуктов. Она никогда не запирается. Любой из рабочих в любое удобное время может открыть холодильник и прямо как на своей собственной кухне разогреть одно из трех на выбор блюдо, налить из термоса чаю, угоститься сладостями. Повар Лидия Семеновна Майер, еще один уникальный специалист хозяйства, ежедневно к 10 часам утра готовит знаменитую выпечку. Это либо булочки с плюшками, либо пирожки с блинами, либо шаурма. Зимой в 10 утра полноценный завтрак со вторым блюдом и салатиком.

 В 15 часов – чай. И все питание за счет хозяйства.

Запах свежего обеда смешивается с запахом дымка (газифицировать базу оказалось намного дороже, чем запастись дровами) – так бы и сидел на лавочке в тени конторы, вдыхая ароматы.

Как выясняется, Виктор Юрьевич вообще по характеру человек хлебосольный и компанейский. Даже в самые тяжелые годы становления хозяйства он любил по настроению собирать механизаторов и с рюмкой чая в руках поговорить «за жизнь», помечтать, покритиковать необидно. Эти коллективные посиделки нисколько не умаляли его авторитета, потому что всё, произнесенное вслух, вскоре претворялось в жизнь.

Осипов демонстративно кается: ну нет никакой предпринимательской жилки. Так может, и не надо?! В некоторых хозяйственниках она деформируется в навязчивое желание поприжать собственный народ, сэкономить на заварке и туалетной бумаге. А этот мечтает о комнате релакса  для рабочих. Поставить массажную кушеточку, подключить «Амплипульс», и прощай, остеохондроз!

Для бывшего школьного барабанщика ныне простого саратовского фермера Виктора Юрьевича Осипова нет проблем приобрести домик в Хорватии или Черногории. Но у него – свой курорт: Волга широтой в три километра и домик в Сосновке на самом берегу. Ни с каким Черным морем не сравнится.

Прекрасные условия порыбачить с собственного катера, отдохнуть, песни поорать, с двоюродным братом от души наговориться, рассвет встретить.

Вот она – другая сторона жизни, ради которой только и стоит работать.

29.07.2020Светлана ЛУКА  1658

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2