Логотип газеты Крестьянский Двор

Второй Сверху 2

Обломилось, отлилось…

 создание цеха на Аткарском МЭЗе, принадлежащем Группе компаний «Русагро»

Как за год построить цех по производству майонеза? Очень просто! На собственном маслоэкстракционном заводе возводишь типовое здание из сэндвич-панелей и в него перевозишь б/у оборудование с некогда существовавшего жирового комбината, только московского. Остается лишь отгрузить бобины с упаковкой, желток яичный, ароматизатор сливочный и прочие необходимые мелочи. И инвестпроект готов!

Похожим путем шло и создание цеха на Аткарском МЭЗе, принадлежащем Группе компаний «Русагро». О том, что местное предприятие должно стать крупнейшим в Европе майонезным производством, было объявлено еще в 2019 году. Прошлой осенью началась переброска оборудования с Московского масложирового комбината, еще одного актива «Русагро», перешедшего к холдингу в ходе процедуры банкротства «Солнечных продуктов». В апреле стартовали пусконаладочные работы и пробные «прогоны» линий, а уже восьмого июня топ-менеджеры компании-инвестора совместно с губернатором Саратовской области Радаевым дали официальный старт производству.

Если обобщить торжественные речи почетных гостей, то новый цех для региона – это 2,1 млрд руб. инвестиций, 24 тонны продукции в час или 120 тыс. тонн в год, что на 30% больше мощности ликвидированного Московского жирового комбината. После окончания первого этапа проекта (ориентировочно 30 сентября 2021 года) будут созданы почти 200 рабочих мест. Также производство дополнится линиями фритюрных жиров и бутилированного растительного масла. Короче, «в целом Саратовскую область мы рассматриваем как лидера масложирового производства, и объем инвестиций будет только возрастать».

Что же в натуре представляет из себя новый цех? Здание размером с хорошую сельскую машинно-тракторную мастерскую, поделенное вдоль на три неравных части: две большие зоны – это производство и упаковка, маленькая – склад ингредиентов и тары. С подачей масла все просто: трубу подвели прямо из цеха экстракции. Сердце предприятия – шесть «майонезных» линий – на деле оказались не так и сложны для понимания. Три реактора (большие баки с мешалками) для добавления по очереди маслорастворимых и водорастворимых ингредиентов, а также кислот. Еще одна емкость – для эмульсионной фазы, а также бак-накопитель готового продукта. И все это – под отрицательным давлением. Вакуум служит катализатором реакции, выдавливает из продукта лишний воздух, доставляя рабочим определенные неудобства – установка сильно шумит.

Кстати, манипуляции с яичным желтком, импортным молочным белком (тоже хороший эмульгатор), специями и консервантам осуществляются вручную. Рабочие отмеряют нужное количество на электронных весах и засыпают в реакторы. Для этого предусмотрен целый арсенал пластиковых емкостей с соответствующей маркировкой.

Такая простота объясняется технологией производства майонеза. В Аткарске установлено оборудование для так называемого холодного метода, когда весь процесс проходит при +10°C. Как пишут в учебниках для пищевых техникумов, к недостаткам такого способа относятся высокая кислотность продукта, обязательное присутствие консервантов и необходимость применения модифицированных крахмалов. И да, низкокалорийный майонез на подобной линии замешивать очень сложно.

Какая альтернатива? Полугорячий метод, подразумевающий пастеризацию ингредиентов при температуре +95°C. И консервантов надо меньше, и жирность проще сбить. Другое дело, что нагревать почти до кипения десятки тонн продукции за сутки крайне накладно.

Поэтому в пленку и вёдра будут закатывать обычные провансали 67% жирности. Московский и Саратовский. Чем они отличаются? В столичный бренд льют молочную кислоту и не добавляют горчичного масла.

***

Стоит выделить еще одно знаковое для АПК региона событие, произошедшее вместе с открытием цеха. Нет, речь не о передаче местному колледжу упаковочной линии в качестве наглядного пособия и не о гранте «Русагро» этому же учебному заведению, хотя все это было. И уж тем более не о стандартном «социальном» реверансе в виде новой детской игровой площадки для районного центра. Главный интерес вызывало выступление председателя совета директоров ГК «Русагро» Вадима Мошковича. Как будет работать агрохолдинг в Саратовской области? Какая судьба ждет расположенные в регионе МЭЗы и в целом масложировую отрасль региона? Однако лаконичное приветствие и фактически несостоявшийся (дежурные слова, сказанные в паре с губернатором областному ТВ не в счет) пресс-подход дали не так много конкретики, как хотелось бы. Это понятно, что в ближайшие два года мощность заводов в Аткарске и Балакове вырастет до 1800 и 2400 тонн в сутки соответственно. Но куда интереснее было бы услышать подробности модернизации «Волжского терминала». Там в скором времени должны появиться линии переработки сои и рапса. Каковы запланированные мощности? Откуда пойдет сырье?

Не менее актуальная тема – региональный агродивизион «Русагро». Холдинг будет обрабатывать 50 тыс. га, внедряя в агробизнес новые цифровые решения. Где расположены эти земли: на богаре или на поливе? Каков их правовой статус? Что ждать селам, оказавшимся в зоне нового перекраивания кадастровых карт? Пока нет ответа.

О самом интересном, о налогах. Судя по информации, взятой из нами официального пресс-релиза, за последний год отчисления компании в областной бюджет выросли в 5 раз - со 100 до 500 млн, на этот год установлен план в 1,5 млрд. Предполагается в ближайшие годы увеличить фонд оплаты труда на 30%. Справочно. По информации газеты «Коммерсант» в рейтинге крупнейших компаний пищевой отрасли России по выручке за 2020 год ГК «Русагро» занимает третье место с суммой 158,9 млрд, рост 15%. Так что региону еще много чего может обломиться, отлиться, отсыпаться.

09.06.2021Иван Голованов  1759

Понравилась статья? Поделись:

Комментарии (44)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    нижний2